Вы долго и тщательно готовитесь к семинару, тратите силы, время, даете рекламу, приглашаете людей, арендуете помещение.
Люди пришли, сидят, ждут. Вы судорожно глотаете воздух перед дверью на сцену, пытаясь справиться с волнением, в 150-тый раз поправляете галстук, в 238-ой пробегаете глазами план выступления.
Выходите. Видите перед собой толпу совершенно незнакомых вам людей. Сглатываете комок. Начинаете. И тут чувствуете, что голос не слушается, язык заплетается, слова наскакивают друг на друга или наоборот, повисают мучительные паузы.
Вас не слышат?
crowdВы с ужасом замечаете, что аудитория начинает позевывать, отвлекаться, что-то искать в сумках и карманах, переговариваться друг с другом.
И самое ужасное – кто-то встает и выходит из зала. И хорошо, если это кто-то один. А если один, потом второй, за ним третий?
К середине речи у вас пересыхает в горле, вы начинаете все чаще откашливаться, говорить становится все труднее и голос ваш становится более жестким, хриплым и слабым. Это мешает сосредоточиться и, в конце концов, просматривая после выступления свой план, вы понимаете, что половины не сказали.
Самое меньшее из зол в такой ситуации – это уставший, севший голос после выступления и ваша полная разбитость.
Людям на ваших семинарах скучно?
Намного хуже то, что люди, которые ушли с вашего выступления, больше никогда не придут вас слушать.
Если вашей целью было просто что-то им рассказать, ради чистого искусства, возможно, это и нормально. Но если вы хотели этим людям что-то продать, а потом продать еще раз, то тут вы теряете очень и очень много.
Мало того, что эти люди уйдут и не вернутся сами, они еще и друзей своих отговорят к вам ходить. Потому что у вас скучно.
Если подобная ситуация у вас когда-либо возникала, вспомните, сколько стоило вам привести одного человека на свое выступление. А теперь посчитайте, сколько вы не заработаете, если один человек уйдет, потому что ему стало скучно. А два человека? А три?
Вас не слушают?
А тот, кто не ушел, но и ничего не купил?
А те, кто в какой-то момент отвлекся, погрузился в свои мысли и вообще не слышал, о чем вы вещаете своим севшим голосом?
А кто-то не услышал, потому что вы говорили слишком тихо.
А кто-то сидел и не вникал в смысл: считал про себя, сколько раз за выступление вы потерли нос, поправили очки, сказали «э-э-э-э…», «как бы», «в принципе» и так далее. Да, есть и такие фрики – когда им скучно, они начинают сами себя развлекать, за ваш счет.
И никто, заметьте, никто из этих людей не вышел после вашего выступления, не позвонил своему другу и не сказал: «Слушай, иду с семинара такого-то, это было круто! Сходи обязательно!»
А ведь бывает по-другому!
На семинары и тренинги некоторых люди приходят сами, потом приводят друзей, мужей, жен, клиентов и слушают, ловя каждое слово, записывают, цитируют в блогах и восторженно аплодируют.
«Ну, это таланты, самородки! Им дано от природы!» - скажут многие.
Поверьте моему 15-тилетнему опыту вращения в среде талантов – только талант, самый большой талантище без труда и без системы таких результатов не дает. Сколько талантов-самородков-бездельников просто пропадали, безнадежно отстав от своих менее талантливых, но более упорных конкурентов!
А если есть система, то, следуя ей, можно добиться хороших результатов и без особого таланта. И таких примеров масса. Нужно просто взять работающую систему и сделать ее своей привычкой.
Что делать?
Самое сложное – найти систему.
Ее вроде никто и не скрывает – все, практически кто угодно может рассказать вам, что нужно для этого сделать: развить дыхание, отработать дикцию, поставить голос на опору, а потом зажечь публику своей пламенной речью. Делов-то! Только вот практически никто не говорит, как это сделать.
Развить дыхание – пожалуйста! – год занятий пранаямой и ваш выдох длится 15-20-30 секунд, не теряя ни силы, ни напора.
Отработать дикцию – легко! – два года сценической речи на актерском отделении или 5 лет на дикторском, в сложных ситуациях 2-3 месяца работы с логопедом – и вы вещаете не хуже Левитана.
Голос на опоре – тут вообще никто внятно объяснить не может, что это такое, но все об этом говорят. А еще о том, что голос без опоры изнашивает связки (он и правда изнашивает). И сколько тут надо тренироваться и как измерить результат, вообще непонятно.
И все равно скучно…
oratorА потом, когда вы все это усвоите и выйдете на сцену (встанете за кафедру, сядете перед компьютером порводить вебинар, не важно), вас послушают и скажут – добавь эмоций, где посыл? А где его взять? И как добавить?
Помимо ВУЗов, актерских и дикторских факультетов, много школ, учителей и прочих гуру предлагают свои услуги и обещают, что поставят вам голос, дыхание и дикцию: кто-то за год, кто-то за 3 месяца, а кто-то даже за один двухдневный тренинг обещает исправить все дефекты тренинг харизма голоса.
Скорее всего, там вас научат даже правильно дышать и четко произносить согласные (но точно не за 2 дня, поверьте моему опыту). А что дальше? А дальше вы выходите к аудитории, открываете рот, и на правильном дыхании, хорошо поставленным голосом начинаете четко и скучно произносить свой текст тренинг рисование.
Что нужно слушателям
Скорее всего, вы хотели не этого. Скорее всего, вы хотели, чтобы вас слушали, и слушали с интересом.
А слушают люди не дикцию и не дыхание. Конечно, это важно, нужно и полезно, в первую очередь для вас – уметь разговаривать правильно и красиво – чтобы не уставать, чтобы не выдыхаться, не отвлекаться на борьбу с собственными недостатками, а выступать с полной отдачей lifesocio.ru.
Но это не главное!!!
Не спрашивайте меня, спросите себя. Что главное в выступлениях знаменитых ораторов, актеров, в любом талантливом публичном выступлении?
Правильно! Драйв! Харизма! Эмоции! Энергия, с которой говорит выступающий! Яркость образов, которые он создает!
И вот это мы называем талантом.