Команды НХЛ
 

Что такое хадисы?

 

Хадисы (арабск. «новость», «история») это записи рассказов о поступках или высказываниях пророка Мухаммада, к которым верующие относятся с огромным уважениям и принимают их как основной источник религиозного права и нравственных наставлений, уступающий по авторитетности только Корану – Священному писанию Ислама. Можно сказать, что это биография пророка, запечатленная в памяти его общины как пример для подражания. Хадисы широко передавались в течение первых трех веков существования Ислама, их изучение позволяет понять исламское мировоззрение и этику.

 

Природа и происхождение

 

Термин «хадис» происходит от арабского корня «хадаса», означающего «случаться, происходить», и отсюда «рассказывать о случившемся», «получать или передавать новость», «говорить о чем-то». Этот термин обозначает традицию, первоначально устную, позже записанную. Отсюда происходит сунна (буквально «хорошо протоптанная тропа», т.е. то, что воспринимается как прецедент или авторитетное указание), которой следуют правоверные, подчиняясь указаниям, содержащимся в хадисах, и на которую могут опираться правоведы. Таким образом, традиция в Исламе, это и содержание, и следующие из него ограничения – хадисы как биографическая основа законодательства, и сунна как выводимая из них система обязанностей. Можно сказать, что пророк Мухаммад своими поступками, запечатленными в хадисах, заложил основы поведения в Исламе. Этому, в основном, способствовали два фактора. Один из них - та уникальная роль, которую сыграл Пророк в возникновении Ислама, другой – стремительное распространение, в географическом плане, новой религии в первые два столетия ее существования, и возникающие в связи с этим контакты различных культур. Хадисы невозможно оценить должным образом, если не принимать во внимание эти два элемента и их взаимосвязь.

 

Жизнь мусульман на покорившихся территориях Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки была связана с более ранней традицией. Исламская традиция прочно основывалась на понимании пророческой миссии Мухаммада – передатчика Корана и посланника Аллаха. Ключ к пониманию традиции как установления в Исламе можно найти в произнесении шахады – «свидетельства веры» («Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад – Его раб и посланник») – в которой видна неразрывная связь между Богом и посланником. Исламская традиция происходит из первичного феномена Корана, полученного лично пророком Мухаммадом и прочно связанного с его личностью и высоким предназначением. Признание мусульманской общиной Корана как Священного писания неотделимо от признания Мухаммада как его избранного получателя. В этом призвании у него не было помощников или товарищей, ведь Аллах, как сказано в Коране, говорил только с пророком Мухаммадом. С его смертью в 632 г. н.э. завершилось Откровение, воплотившееся в Коране.

 

хадисы Пророка Мухаммада и жизни Пророка, хотя и было в некотором смысле триумфальным, сулило определенные трудности, особенно в виду изменяющихся условий, как временных, так и пространственных, складывающихся в процессе географического распространения ислама. Где теперь было искать наставлений в изменяющихся исторических обстоятельствах, приносящих новые вопросы, если не у того же самого источника, через который было ниспослано Священное писание, и который благодаря своему исключительному положению стал надежным и проверенным передатчиком божественных наставлений? Стремление к следованию традиции и ее формирование стали, таким образом, неотъемлемыми элементами Ислама. Ход истории и дальнейшее распространение ислама вызвали необходимость и способствовали составлению сборников хадисов.

 

Историческое развитие

 

Воспоминания о поступках и высказываниях пророка Мухаммада, мир ему, не сразу приняли свою нынешнюю законченную и строго определенную форму. Напротив, существуют свидетельства того, что процесс этот был медленным и неравномерным.

 

Литературная традиция в доисламской Аравии

 

Первое поколение мусульман имело свой непосредственный опыт Ислама, как во время жизни Пророка, так и в первую четверть века после его смерти. Оно было знакомо также с традицией племенных хроник в виде песен и саг. Доисламская поэзия прославляла отдельные племена и их воинов, поэтические произведения декламировались в честь племенных предков. Ранний Ислам, с его стремительной мощью, впитал эти элементы, предварительно преобразовав их. Его славная история, ключевую роль в которой играл, естественно, пророк Мухаммад, была главной темой сначала хроник, а затем исторических сочинений. И те, и другие нуждались в традиции и способствовали ее развитию. Из того же источника черпали, в свою очередь, выводы и заключения и правоведы. Пока продолжалось ниспослание Корана, отношение к записыванию слов и поступков Пророка было настороженным и скорее неодобрительным: существовали опасения, что эти записи могут быть спутаны с уникальным текстом Священного писания. Свидетельством того, что такая практика все же существовала, может служить тот факт, что сам посланник Аллаха не одобрял записывание своих слов. Когда же Коран был завершен и принял свой канонический вид, подобные опасения стали беспочвенны, и начался процесс сбора и фиксации хадисов.

 

События 1-го и 2-го веков по хиджре

 

Уже в течение первого века после смерти Пророка традиция стала основным фактором развития правовой системы и формирования общества. Связь посредством хадисов с именем и личным примером посланника Аллаха становилась все более весомым доказательством достоверности и правомочности. Во втором столетии этот процесс приобрел более формальные черты – традицию требовалось подтвердить авторитетным научным свидетельством, соответствующим строгим критериям, устанавливающим связь с пророком Мухаммадом через его сподвижников, посредством непрерывной цепи передатчиков.

 

Коранические комментарии, развивавшиеся вслед за формированием новых законов и обычаев, также в основном опирались на фиксируемую традицию, поскольку эпизоды коранического повествования и обстоятельства, в которых ниспосылалось откровение, лучше всего можно было понять именно через повествующие об этом хадисы. Далее, поскольку коранические комментарии носили по большей части назидательный характер, хадисы оказались настоящим кладезем, из которого черпались примеры, иллюстрирующие Писание. За исключением редких случаев (так называемых «хадисов кудси», или «божественных хадисов»), эти факторы устной традиции у коранической интерпретации носили только пояснительный характер, и содержание хадисов никоим образом не могло замещать собой или оспаривать имеющий первостепенной значение и не подвергаемый сомнениям текст Корана. Ведь все эти обитер дикта (сопутствующие замечания) Пророка все же не имели статуса божественного откровения, присущего только Корану. Среди наиболее ранних примеров оформившихся хадисов - повествования биографа Ибн Исхака (ум. в 150г. по хиджре [767г. н.э.]), и собрание законов Малика ибн Анаса, (ум. в 179г. по хиджре [795г. н.э.]), известное как «аль-Муватта». Но они почти на полстолетия опередили формирование теории, сделавшей хадисы неотъемлемым элементом развития исламского права.

 

3-й век по хиджре и последующее развитие

 

Главным защитником точки зрения, тесно увязывающей хадисы и систему права, был Мухаммад аш-Шафии (ум. в 204г. по хиджре [820г. н.э.]), считавший хадисы своего рода продолжением божественного откровения. Таким образом Коран и Сунна стали основными авторитетными источниками в суннитском Исламе (основное традиционное направление). Процессу фиксации хадисов в значительной мере способствовали потребности юристов, поскольку практически ни один вопрос невозможно было обсуждать, а тем более уладить, не опираясь на свидетельство поступков и мнений пророка Мухаммада. А поскольку искушение подкрепить свои доводы связью с традицией Пророка, изменив или домыслив ее по своему усмотрению, было велико и порой просто неодолимо, соответственно развивалась и наука, изучающая достоверность приводимых хадисов. Увеличивающимся количеством и сложностью материала объясняется проявившаяся в то время потребность в объемных сборниках и более подробной классификации. Все эти факторы способствовали возникновению в течение 3-го столетия шести считающихся в наше время каноническими у мусульман-суннитов сборников хадисов. Первые два из них пользуются особенным авторитетом. Но прежде чем обратиться к ним, следует пояснить, какие задачи стояли перед составителями, и описать используемые ими методы, из которых и развилась наука хадисоведение.

 

Наука о хадисах

 

Изучение хадисов подразделяется на исследование их сути, или содержания, и «линии» («иснада») или цепочки передатчиков.

 

Форма хадисов и способы определения их аутентичности

 

Само высказывание пророка Мухаммада, например, «Ищите знания, даже если за ним придется отправиться в Китай» или «Опасайтесь подозрений, потому что это худшее из заблуждений», отражает «матн» или «суть дела». Формулой передачи такого хадиса будет рассказ от первого лица: «Рассказал мне А, услышавший это от Б, который слышал от В, который слышал от Г, услышавшего от Д (одного из сподвижников Пророка), что посланник Аллаха сказал…» Эта цепочка имен составляет иснад, от которого зависит степень аутентичности рассматриваемого высказывания или события. При анализе хадиса или использовании его в качестве аргумента основное внимание уделяется именно иснаду, а не матну. Вопрос заключается не в том, «мог ли Пророк сказать или сделать что-то», а в том, «подкрепляется ли рассказ о том, что он сказал или сделал, достоверными свидетельствами и надежной цепочкой передатчиков». Первый вопрос допускает крайне опасную субъективность суждения, в то время как второй определенно позволяет получить объективный и довольно точный метод отбора.

 

Если время жизни двух соседних передатчиков в цепочке хотя бы частично совпадает, то сам факт передачи теоретически возможен. Затем исследуется, какие путешествия они совершали, чтобы определить, могли ли их пути пересечься. Изучаются биографии, свидетельства современников, чтобы установить, что они были честными людьми и говорили правду. Возможно проведение сравнительного анализа переданных различными рассказчиками хадисов для определения степени их достоверности. Еще один элемент научного исследования хадисов - частота повторения и наличие нескольких цепочек передатчиков. Самое важное, это первое звено – тот человек, который первым услышал рассказ о поступке или высказывании Пророка от одного из его сподвижников.

 

дата: 14.11.16 просмотров: 885
     
  Социальные сети и закладки:  
     
 

Вы читали: Что такое хадисы?.

 
  Предлагаем Вашему вниманию другие новости по теме:

«Вашингтон» переиграл на своей площадке «Нэшвилл»
«Вашингтон» переиграл на своей площадке «Нэшвилл» в очередном матче регулярного чемпионата НХЛ.

Тогда скажите ему
Тогда скажите ему, чтобы он играл помедленнее. По-моему, Тэйвс – слишком быстрый (смеется).

«Детройт» и «Коламбус» отныне будут представлять
Таким образом, в сезоне-2013/14 Западная конференция будет состоять из двух дивизионов по 7 команд каждая, а Восточная – из двух дивизионов по 8 команд. Отметим, что «Детройт» и «Коламбус» отныне будут представлять Восточную конференцию, а «Виннипег»

Александр Овечкин встал в один ряд с великим Марио Лемье
нтересные цифры раскопало статистическое бюро «Элиаш»: оказывается, капитан «Вашингтона» Александр Овечкин встал в один ряд с великим Марио Лемье.

Ассоциация игроков НХЛ одобрила план реорганизации лиги
НХЛ был представлен новый вариант состава конференций, который может быть применен в будущем.

Поиск
Горячие новости