Голкипер сборной России и "Финикса", который после расторжения Евгением Набоковым контракта со СКА стал главной вратарской надеждой страны перед Сочи-2014, оценил последние события в российском и заокеанском хоккее.
- В прошлый раз мы с вами, Илья, беседовали за день до матча "Финикса" в Риге. Причем интервью тогда началось с того, что вы лихо исполнили актуальную на тот момент песню из "Бременских музыкантов" - незабываемые "Мы к вам приехали на час..."
- Вам понравилось? - рассмеялся Брызгалов. - Так вот теперь у меня встречный вопрос: а насколько по телефону "приехали" вы? Ведь у меня совсем скоро процедуры и тренировка.
- Десяти минут, Илья, вполне хватит.
- Отлично, меня это устраивает. Кстати, хотел бы уточнить: может, вы в "СЭ" признали то мое выступление хоккейной шуткой года?
- К сожалению, в рождественском выпуске такой номинации нет. Но, на мой взгляд, в точности и актуальности с вашими "музыкантами" может конкурировать разве что послеолимпийское высказывание Вячеслава Быкова о "гильотинах на Красной площади" и ваша ванкуверская ремарка о "канадских гориллах, которых выпустили из клетки".
- (Смеется.) Что ж, с вашим хит-парадом согласен. Он утвержден!
- Тогда разъясните еще один момент. Многих в России сейчас волнует вопрос: что же с вами на самом деле - грипп или травма?
- Знаете, если говорить о травмах в НХЛ, то здесь опять не обойтись без "бременской" фразы: "Ну-ка, все вместе уши развесьте". Ведь все, что касается болячек, любой клуб лиги комментировать запрещает. Могу только сказать, что активно иду на поправку - и вот-вот вернусь в строй.
- То есть вы не больны, а травмированы?
- Ограничусь сухой строкой клубного протокола: у меня травма верхней части тела. Ну а кто запустил в местную прессу версию о гриппе - не знаю. Я не болен - могу показать градусник (смеется).
- Ощущаете, что после того, как без работы остался Евгений Набоков, основные вратарские надежды России связаны именно с вами?
- Таких ощущений нет. Зато есть ощущение, что в России много вратарей, в которых можно поверить. В том числе и перед Сочи.
- Удивлены ли вы, что у вашего напарника по олимпийской сборной-2010 Евгения Набокова в КХЛ ничего не получилось?
- Честно говоря, хотел бы воздержаться от того, чтобы через океан кому-то с кондачка ставить диагнозы. До тех пор, пока не переговорю с Евгением лично, свою оценку событиям давать не буду. Это непрофессионально.
- Экс-главный тренер сборной России Владимир Крикунов, которого вы, уверен, отлично помните по Олимпиаде в Турине, в интервью "СЭ" недавно сказал, что в КХЛ вратарям играть сложнее, чем в НХЛ. Согласны?
- (Недовольно.) Сложнее или проще - это бабушка надвое сказала. Другое дело, что в Европе и в Северной Америке у вратарской работы разная специфика. Скажем, североамериканские коллеги меня порой спрашивают: что у вас там в Старом Свете за вратари-бездельники, если им, судя по статистике, за матч выпадает по 15 бросков?! Я отвечаю: "Не горячитесь, давайте во всем разберемся".
В Европе, говорю я им, немножко другой хоккей - с меньшей интенсивностью и бросковой нагрузкой. Некоторые игроки порой вообще не бросают - только пасуют и держат паузу. А ты стоишь - и только мерзнешь. Там ты можешь показать феноменальный хоккей, но парировать после, скажем, шести бросков лишь четыре. И когда я это некоторым североамериканским коллегам говорю, у них вянут уши.
- Они вам не верят, что это статистика феноменального вратаря?
- Вот именно. Они не понимают, что североамериканские броски отличаются от европейских.
- То есть статистике Набокова в КХЛ, согласно которой он не попал даже в тридцатку лучших вратарей лиги, верить не стоит?
- Наверное, да. Мне кажется, что после интенсивного хоккея НХЛ совсем непросто перестроиться на российский лад. Вот и превращаешься в сосульку.
- Вам, как вратарю, какой стиль хоккея ближе?
- Я очень люблю постоянно быть в тонусе, ловить шайбы. До сих пор вспоминаю чемпионат мира в Берне. Поначалу было очень некомфортно. И бросков мало, и разметка в Европе совсем другая. Я в НХЛ привык периферическим зрением ориентироваться по линиям своей зоны, которые за океаном обрезаны по штангам. А в Старом Свете придумали какие-то закругления в разметке - и порой из-за них теряешь углы ворот.
Вот почему я и говорю о сложности в адаптации. Тот же Набоков провел полтора десятка лет в НХЛ - и столкнулся в КХЛ с некоторыми трудностями. Это естественно.
- Однако вы в Берне адаптировались очень быстро - и стали главным героем финала против канадцев...
- Адаптация - это свойство любого человека. Если бы мы им не обладали, то до сих пор были бы неандертальцами. Но лично я ни одного вратаря-неандертальца в воротах не видел.
- Только вот у Набокова адаптация так и не сложилась.
- Значит, дело было в особенностях страны. В России любят периодически сбрасывать с пьедестала. Вот и сбросили...
- Вас удивляет, что Набоков до сих пор не нашел работы в НХЛ?
- Это - объективный процесс для середины сезона. Многие команды уже давно укомплектованы. Особенно это касается вратарских линий.
- Многие, но не все?
- Знаете, в нашей Западной конференции, на мой взгляд, нет ни одной команды, которая намерена укреплять вратарскую позицию. У нас высока конкуренция даже между первыми и вторыми номерами каждого клуба.
- Но Евгения сватали именно на "Восток" - в "Тампу" и "Вашингтон".
- Вот в Восточной конференции, пожалуй, вакансии есть. Правда, названия клубов назвать не готов. Это будет не совсем корректно по отношению к коллегам.
- Но в целом рынок вратарей в НХЛ сейчас очень вялый?
- Именно так - очень точная оценка.
- Между тем летом вам на этот рынок выходить...
- Все правильно. Но давайте уйдем от прогнозов. Я не собираюсь бежать впереди паровозика - а то он ведь может и задавить. Будет лето - будет пища.
- Вместе с вами на рынок выходит целая группа сильных вратарей плюс, скорее всего, Набоков. Взволнованы?
- Ничуть. Жизнь - мудрая вещь, всех расставит по своим местам.
- Какую задачу будете ставить перед собой - остаться в "Финиксе" или получить максимально выгодный контракт?
- Обе задачи считаю правильными.
- Но ведь "Финикс" после прошлогоднего подъема, вызванного приходом нового тренера, возобновил свое падение. Зачем связывать свою жизнь с клубом-банкротом?
- Где-то с вами можно согласиться. В прошлом сезоне мы играли очень интересно. Однако в последнее время ситуация не столь оптимистичная. Порой у нас наступают провалы, причем серийные. Это, не скрою, тревожит.
- Если летом какой-нибудь клуб КХЛ предложит вам интересный контракт, по примеру Набокова его подпишете?
- Хороший вопрос. Такой вариант тоже не исключаю.
- То есть этому интервью можно дать заголовок "Летом Брызгалов готов вернуться в КХЛ"?
- Я уже давно махнул рукой на заголовки в газетах. Понимаю, что вы их даете не для хоккеистов, а для своих читателей. Я же, пользуясь своим правом, хочу уточнить лишь одну вещь: вероятность моего возвращения невысока.
- Судя по тому, как выступает "Финикс", плей-офф вам в этом сезоне не видать.
- Готов поспорить, но не хочу сбивать вас с мысли.
- Спасибо. Так вот теперь стандартный вопрос: поедете на чемпионат мира в Словакию?
- Позвольте банальный ответ: за свою сборную играть всегда готов. Другое дело, что сейчас все мысли о клубе. Да, мы играем не так хорошо, как год назад. Но задачи выйти в плей-офф никто не снимал.
- Спрашиваю про сборную потому, что многим показалось, будто бы между вами и штабом национальной команды после Ванкувера наметилось некоторое похолодание. Это так?
- Странно, а на основании чего вы сделали такой вывод?
- Во-первых, вы дали серию довольно резких интервью, посетовав, что к канадцам мы не готовились. Во-вторых, один из тренеров сборной прямо во время Олимпиады заметил, что с Набоковым защитники чувствуют себя спокойнее, чем с Брызгаловым...
- Давайте считать, что я все забыл. А кое-что вообще не слышал. Например, упомянутой вами фразы тренера.
- Следите ли вы за матчами сборной России на Евротуре и за регулярным чемпионатом КХЛ?
- Не видел ни одного матча КХЛ или Евротура. Времени не хватает.
- И последний вопрос. Что пожелаете читателям "СЭ" в Новом году?
- Первое - не развешивать уши, верить в себя. Второе - избежать гильотин на Красной площади. Ну и, наконец, не попасть под стаю горилл (смеется).